...Каждый краснолюд тащил груз, под которым запросто свалился бы не только человек, но и конь, что послабее. Кроме обычных наспинных мешков и котомок, Геральт заметил медный котел и что-то вроде маленького сундука.
Анжей Сапковский, «Крещение огнем»
Военные действия недаром именуют «походами». Прежде чем одолеть врага, до него нужно добраться. И часто переход оказывается труднее и опаснее битвы. Плохо спланировав марш, можно зайти очень далеко... и в самом неожиданном направлении. Карл XII, к примеру, шел брать Москву. Но из-за стратегических просчетов в планировании похода шведы были разбиты, а король с трудом нашел убежище в Турции.
Снаряжение
В наши дни туризм прочно ассоциируется с походной палаткой. Кочевники пересекали степь в крытых кибитках, а на стоянках ставили юрты. Но путники в старину очень редко брали с собой что-то подобное. Ведь, в отличие от туристов, они не стремились уйти от цивилизации, а хотели лишь максимально быстро попасть из пункта «А» в пункт «Б». Шатры много весили, а их установка, как и строительство шалашей, требовала времени, которое разумнее было потратить на дорогу.
Вигвам из коры и кожи
Современная палатка
Кочевые племена скотоводов и охотников никуда не спешили, перемещаясь в среднем на километр в день. Их жилища подолгу оставались на одном месте. Но герой не может позволить себе такие темпы продвижения. У принцессы, которую он должен спасти, могут появиться внуки.
При необходимости на ночь путники располагались под открытым небом, завернувшись в плащи возле прогоревшего костра. Но куда чаще стучались в чьи-то двери и просились на ночлег. В романах герои неделями пересекают абсолютно пустынную местность. В реальности же все пригодные для земледелия регионы были населены. В средневековой Европе, более или менее достоверным отражением которой являются большинство фэнтези-миров, плотность населения не опускалась ниже 10 человек на квадратный километр. Но даже в северной части Руси, где она была впятеро меньше, деревни из 2-3 дворов стояли не дальше 5-10 км одна от другой. В любой стране с умеренным климатом за день путник должен бы миновать не одно поселение.
Современный рюкзак отличается от старинных заплечных мешков множеством дополнительных отделений.
Конечно, если в Англии разбойничий Шервудский лес путник пересекал за несколько часов, то у нас встречались (и встречаются) лесные и заболоченные массивы, в которых можно было блуждать сутками. Но и там попадались хутора бортников, охотничьи сторожки и хижины отшельников. До темноты странник наверняка мог достигнуть ближайшего жилья. Остаться ночью без крыши над головой можно было, лишь намеренно избегая людей либо заблудившись.
Об оплате за ночлег в те времена беспокоиться не приходилось: денег все равно почти ни у кого не было. И уж во всяком случае, их не требовали за такие пустяки. Хозяин почти наверняка пускал странников, если не в дом, то в хозяйственные постройки. Постоялые же дворы и гостиницы появились лишь в позднем средневековье, и найти их можно было почти исключительно в городах. Шатры возили с собой знатные господа, брезговавшие останавливаться в кишащих насекомыми крестьянских хибарах. Нуждались в них и воины. Колонне из тысяч солдат трудно было найти достаточное количество изб для постоя.
Но многие армии, как в средние века, так и в новое время считали палатки излишеством, на ночь разжигая костры, либо разбредаясь по ближайшим деревням. В любом случае, осенью в Европе войска распускались или отправлялись «на зимние квартиры». То есть занимали дома обывателей. Лишь изредка отряды, занятые осадой, с наступлением холодов сооружали себе бараки.
Из прочего снаряжения важнейшую роль играет «оружие выживания». Имея инструменты, позволяющие резать и рубить дерево, рассекать гибкие прутья и стебли, путешественник может построить себе укрытие. А наличие метательного снаряда при удаче позволит решить продовольственную проблему.
Оружие выживания должно быть легким и, по возможности, универсальным: охотничий нож, мачете, кукри, топорик. Но очень многочисленные группы (такие, как римский легион) могли позволить себе брать в дорогу и менее необходимые инструменты: лопаты и заступы для земляных работ, пилы, рабочие топоры и даже гвозди. Их наличие позволяло, например, соорудить плоты для преодоления водной преграды.
Современные образцы ножа, кукри и томагавка.
Огонь
Одно из важнейших условий выживания — способность добыть огонь. Вплоть до изобретения спичек в середине 19 века он высекался с помощью огнива. Альтернативные способы, основанные на трении, были распространены главным образом в регионах, где трудно найти подходящий камень.
«Огнивом» именовалось сочетание кремня и кресала — железного напильника, которым ударяли по камню. При необходимости без кресала можно было обойтись, используя два кремня. Но часто забывают еще об одном необходимом для получения огня элементе: труте.
Искры сами по себе могли воспламенить разве что порох. Только самый горючий материал — обожженная вата, сухой мох или мякоть гриба-трутовика — начинал тлеть под их градом. От трута запаливали тончайшую лучину или серник (покрытую серой палочку). А уже от лучины — костер.
Зимой и в сырую погоду путник должен был носить с собой сухие дрова для растопки.
Путь
Чтобы попасть из одного места в другое, нужно знать дорогу. Но карты в средние века были почти такой же исключительной редкостью, как и люди, умеющие их читать. Картами пользовались ученые-географы. И только. Крестоносцы отправлялись отвоевывать Святую Землю, руководствуясь лишь устными описаниями маршрута.
Одна из первых карт с сеткой координат.
Даже лучшие атласы в то время могли дать только примерное представление об относительном расположении крупнейших объектов. Причем далеко не всегда правильное, ведь составлялись карты на основании тех же самых устных описаний: строго на глаз. Лишь в 17 веке усовершенствованные методы определения географических координат позволили французскому королю узнать, какова же площадь его королевства. Надо сказать, он был очень разочарован.
Александр Македонский взял с собой в поход лучших географов Эллады. Но и их познания оставляли желать лучшего. Горный Гиндукуш греки перепутали... с Кавказом. Естественно, Александр заблудился и, действуя в Афганистане, не имел ни малейшего представления, где находится. Впрочем, его это не волновало. Просто шел, куда глаза глядят, и завоевывал все подряд.
Если путник придерживался крупных дорог, ему достаточно было спрашивать у встречных, которая из них ведет к цели. Но там, где дороги сменяются тропами, этот метод уже не работает.
Каждому ясно: глупо пытаться пройти напрямик в горах. Но может показаться, что в лесу достаточно будет придерживаться направления, — ведь местность почти везде проходима. Конечно же, это не так. Лес иссечен густой сетью небольших рек и покрыт пятнами болот. Реки можно перейти вброд. Но броды еще требуется найти. А ведь берегом не пойдешь: там то овраг, то трясина, то бурелом, то непролазные заросли. Да и брод не всегда оказывается в том месте, где он, как кажется с суши, быть должен. Искать переправу через холодную реку методом проб и ошибок — удовольствие ниже среднего.
Если безопасный путь неизвестен, болото придется обходить. Но ведь еще неизвестно, как далеко оно простирается.
Конному форсировать водные преграды приятнее. Там, где есть брод, всадник окажется на другом берегу, даже не замочив ног. А если брода нет — лошадь переплывет реку (правда, тут уж наезднику и седельным сумкам придется искупаться). Но нужно еще найти место, где конь сможет спуститься к воде.
Характерно, что жители Тибета и Гималаев изобрели снегоступы и солнцезащитные очки, спасающие от снежной слепоты, но не обзавелись никаким альпинистским снаряжением. С точки зрения скорости продвижения к цели поиск удобного обходного пути выигрышнее, чем штурм каменной стены с помощью веревок и крючьев.
Путешествия по дикой местности были возможны только при наличии проводников. Выступить в этом качестве мог любой местный житель. Но очень мало людей в старину знали местность дальше одного перехода от своего села. Проводников постоянно требовалось менять.
Жители горных стран справедливо считали, что если куда-то нельзя пройти, то там и делать нечего.
Транспорт
Сухопутный транспорт в старину был представлен колесными повозками с гужевой тягой, а также верховыми и вьючными животными. Повозки предназначались только для движения по дорогам и только с самой малой скоростью. Ведь у них не было рессор, а колесные оси делались из дерева. Быстроходные экипажи, в которые был смысл запрягать хороших лошадей, появились лишь к 16 веку. До этого времени при движении рысью или галопом пассажиры в повозке вынуждены были стоять, иначе скамейки немедленно бы отбили седокам то, на чем они сидят.
Перемещение верхом также не всегда было оправдано с точки зрения удобства и скорости. Ведь о лошади требовалось заботиться. В случае использования подножного корма один из каждых двух или трех дней (и все ночи) даже очень выносливое животное должно было полностью посвящать решению собственных проблем. И это в случае, если подножный корм был.
В старину сани были куда более быстроходным и грузоподъемным (по отношению к мощности тяги) транспортом, чем телеги.
С другой стороны, скакун делал путешествие намного более комфортным и позволял всаднику сберечь силы. Возить припасы в переметной суме куда приятнее, чем таскать их самому. Особенно важным это было для воинов, почти никогда не носивших в пути ничего, кроме собственного оружия. Ведь оно тоже весило немало.
Вода
Вода относится к числу самых актуальных потребностей. В день человек потребляет ее втрое больше по весу, чем сухой пищи. Носить с собой запасы воды тяжело. А ведь и в далеком прошлом хрустальные ручьи да чистые, как слеза, озера встречались реже, чем хотелось бы. В большинстве водоемов вода была мутной, пахла тиной и кишела всяческими мелкими монстрами.
По возможности, путники стремились набирать воду из колодцев. В дикой местности проводник мог указать родники. Но все равно кишечные расстройства буквально косили армии на марше. В фэнтези, правда, такие неприятности настигают только героев Сапковского.
Римские легионеры для очищения воды носили с собой фляги с уксусом, а монголы — волосяное ситечко, позволяющее отцедить хотя бы песок. Но никакой гарантии эти методы не давали.
Если за колодцем следить, вода в нем будет всегда чиста и безопасна.
Опасности
Считается, что в глуши опасно, но в большинстве случаев это будет преувеличением. Вероятность несчастного случая в лесу не выше, чем в городе, и дикие звери не страшнее уличного движения. Другое дело, что получение травмы в дикой местности куда чаще ведет к печальным последствиям для пострадавшего. Человек, вывихнувший ногу, может погибнуть, не получив помощи.
Среди главных опасностей, угрожающих путешественнику, следует упомянуть холод, голод и жажду. Мороз недаром стоит на первом месте: он может убить или искалечить за считанные часы. Но холод не страшен подготовленным людям. Тот, кто запасся теплой одеждой и сытной пищей, знает, как соорудить укрытие и развести огонь.
На Руси в средние века зимние походы считались нормой. Не напугала русская зима и монголов. Замерзают обычно потерявшие снаряжение и ослабевшие от голода солдаты уже разгромленных армий. Или беспечные путники, внезапно застигнутые снежной бурей.
Участие «генерала Мороза» в истреблении наполеоновской армии относится к числу мифов. Сам Наполеон отзывался о российском климате так: «Осень, как в Фонтенбло. Сказками о русской зиме можно напугать только детей. Почему под Москвой не сажают виноград?». Во время отступления французов, происходившего в октябре и ноябре, стояла необычно сухая и теплая для наших мест погода. Морозы ударили лишь к началу декабря, когда остатки «Великой Армии» ушли за Березину. Но к этому моменту 150 тысяч ее солдат уже попали в плен, а 400 тысяч погибли.
http://mirf.ru/ |